Главная »

Ъх

Значение слова «ъх»

Ъх — российский компаунд-полутанк-паровоз (в связи с чем известен как просто полутанк) типа 2-3-1, выпускавшийся Харьковским заводом в 1907—1910 годы. Первый русский паровоз данного типа.

В начале 1900-х годов Рязанско-Уральская железная дорога приняла решение увеличить вес и скорость дачных поездов на Московском участке, в связи с чем в 1904 году заказала Харьковскому паровозостроительному заводу проект танк-паровоза, который должен был способен вести поезд общей массой 300 тонн на подъёме 12 ‰ и по кривой радиусом 600 метров со скоростью не ниже 32 км/ч. Также данный локомотив должен был обеспечить одинаковую безопасность вождения как вперёд, так и назад, что позволяло избежать его разворота на конечных станциях.

В соответствие с указанными требованиями, Харьковский завод выполнил проект танк-паровоза типа 2-3-1 с рабочим весом 72 тонны при запасе воды и нефти 11 и 3,5 тонны соответственно. На паровозе должна была быть применена четырёхцилиндровая компаунд-машина с диаметром цилиндров высокого давления 350 мм, низкого давления — 570 мм, ходом поршня 600 мм и парораспределительным механизмом Вальсхарта. Малые цилиндры располагались внутри рамы, а большие — снаружи, при этом ведущей была первая движущая колёсная пара, которая имела коленчатую ось (система де Глена). Паровой котёл имел общую площадь нагрева 148 м², площадь колосниковой решётки — 2,43 м², рабочее давление насыщенного пара — 14 кгс/см²; применение пароперегревателя проектом не предусматривалось.

Этот проект был рассмотрен Инженерным советом Министерства путей сообщения, который в итоге его утвердил, при этом допустив, что масса паровоза в рабочем состоянии может быть повышена за счёт увеличения толщины листов топки и повышения запасов воды, но не более 75,25 тонн.

В октябре 1906 года Рязанско-Уральская дорога заказала Харьковскому заводу восемь танк-паровозов типа 2-3-1, причём шесть из них уже с пароперегревателями. Разработкой детальных чертежей руководил А. С. Раевский, при этом в первоначальный проект внесли много изменений. Однако заказчик отвёл на постройку небольшой срок, из-за чего точных вычислений массы всех деталей выполнено не было. Вскоре были построены два паровоза, которым присвоили обозначения П56 и П57. Однако результаты взвешивания П56 вместе с запасами воды и топлива показали, что он весит 108,08 тонны — на 32,8 тонны, или на 43,6 % выше допустимого значения. Тогда завод построил тендеры, которые можно было прицеплять как спереди, так и сзади локомотива, а с самого локомотива снял водные баки, при этом увеличив объём нефтяных баков до 6 м³. Благодаря данным мерам общий вес паровоза удалось снизить до 90,4 т, а сцепной — до 48 т. Паровозы были оборудованы тормозами Вестингауза, имели прибор отправления Емельянова, а их задняя поддерживающая колёсная пара была связана водилом с задней сцепной колёсной парой. Само изготовление этих машин принесло заводу большие убытки, в связи с чем инженер Раевский был вынужден уйти с завода.

© 2015-2022, Подбор слова.ru
Копирование информации без ссылки на источник запрещено!
мобильная версия