Главная »

Единоверие

Значение слова «единоверие»

Единове́рие — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата. По определению епископа Симона (Шлеёва), «Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество»[1].

Возникло в конце XVIII века, долгое время регламентировалось особыми правилами, принятыми по инициативе московского митрополита Платона (Левшина). В советское время, в связи с тотальными гонениями на Церковь и на старый уклад жизни, единоверие практически исчезло. С конца восьмидесятых годов двадцатого века старый обряд в лоне Русской православной церкви переживает второе рождение.

В дореволюционный период помимо единоверия использовались термины: «православное старообрядчество», «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество», «духовская вера».

Термины «единоверие», «единоверческие приходы» многими представителями «единоверия» критикуются как неудачные. Вера у всех членов Русской церкви единая вне зависимости от чинов и обрядов. Для исправления ситуации было предложено от них отказаться, и в официальных документах Русской православной церкви в начале XXI века вместо «единоверческие приходы» обычно используется новое понятие «старообрядные приходы Русской православной церкви». Между тем, часть единоверческих общин не принимаёт неологизм «старообрядные приходы», предпочитая использовать исторически сложившееся наименование «единоверческие приходы» и утверждённое на I Всероссийском единоверческом съезде определение «православные старообрядцы» (или «старообрядческие приходы в лоне Русской православной церкви»).

После анафем Московского собора 1656 года и Большого Московского собора крестящиеся двумя перстами объявлялись еретиками, отлучёнными от Троицы. Для борьбы со старообрядцами применялись довольно жёсткие меры. Позднее формулировка в отношении старообрядцев, признающих церковные таинства смягчилась, они стали называться официально не еретиками, а раскольниками. Показательно постановление Святейшего Синода от 28 февраля 1722 года, требовавшее преодолеть смешение старого и нового обрядов: «Те, которые, хотя Церкви и повинуются и все церковные таинства приемлют, а крест на себе изображают „двема персты…“ писать в раскол, не взирая ни на что»[2].

В начале XVIII века власть перешла от политики уничтожения старообрядцев к политике их легализации в общественной жизни; при этом власть продолжала насаждение нового обряда среди старообрядцев с привлечением созданных специально с этой целью фальсификаций (см. Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина). Но эти меры не имели значительного успеха, а лишь усугубляли положение, поскольку фальсификации были очень грубо составлены, о чем писали многие старообрядческие писатели (Керженские ответы и Поморские ответы). Ломка жизненного уклада в России, начатая Петром I, способствовала постепенному возрастанию числа старообрядцев.

Похожие запросы

Единоверческие приходы Московской епархииМиловская церковь
© 2015-2020, Подбор слова.ru
Копирование информации без ссылки на источник запрещено!
мобильная версия